Мой сегодняшний доклад, товарищи, если не ошибаюсь, является первым в целом цикле докладов, которые были намечены нашей Академией, или, выражаясь точнее, ее секцией научной методологии. По выработанному плану у нас предполагалось, по крайней мере, на первых порах, не делать таких докладов, которые бы являлись результатом какой-нибудь длительной научной работы.
Лекция 4. Истина, её виды и критерии
Социальным преобразованиям в ходе революций и ожесточенной борьбы «третьего сословия» за власть и против прежней общественной и государственной системы соответствовали преобразования в сфере культуры, сопровождавшиеся жестокой борьбой идей, прежде всего яростной критикой религии и философского идеализма который трактовался как «рафинированная» форма религии , «спекулятивного» «абстрактного», то есть не связанного с практической жизнью и практическими интересами людей мышления. Достижения «позитивного» практически ориентированного знания, прежде всего знания о природе включая достижения медицины как «позитивного» знания о человеке , соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию «метафизику». Этими идеями руководствовались французские энциклопедисты — авторы и составители «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», вдохновителями и редакторами которой были Ж. В истории философии термином «позитивизм» обозначается особое философское течение, которое оформилось в х гг. Основателем течения был О. Конт , он ввел в философский обиход и сам этот термин.
Это изречение, под которым хотя бы раз в жизни мог подписаться любой студент, историки приписывают то Сократу, то Демокриту. Однако в отличие от Сократа и Демокрита у студента нет возможности договорить концовку фразы «… но другие не знают и этого», потому что принимающий экзамен преподаватель это прекрасно знает и уже готов оценить соответствующей отметкой, оставив студента без стипендии на ближайший семестр. У вас не будет никаких сложностей с учебой, если вы освоите наши программы « Лучшие техники самообразования » и « Когнитивистика ».
Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии , знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека [ 2 ]. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека [ 3 ]. Знание индивида или группы индивидов — это обладание информацией , позволяющей решить какую-либо задачу. Знание противоположно незнанию отсутствию информации , но противопоставляется также и вере [ 4 ].